Get Adobe Flash player
Контакты:

Телефон 8 (427)33 31053

Факс 8 (427)33 31053

Эл.почта mdouraduga@rambler.ru

Электронная приёмная

Решаем вместе
Есть вопрос?

Статья на тему: «Использование русского народного творчества в воспитании у дошкольников культуры семейных традиций»

 

Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад

«Морозовский» Болдырь Татьяна Сергеевна, 2016г.

      Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия ДОУ с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Взаимодействие с родителями воспитанников, занимает одно из приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

В течение нескольких лет мы работаем  по программе О. Л. Князевой, М.  Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», которая дает удивительную возможность  детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, учит уважать прошлое, ценить  настоящее, заботиться  о будущем. Приобщение  к  народной культуре позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, развивать духовность,  бережное отношение к труду и семейным традициям. Когда-то традиции были обязательной особенностью каждой семьи, отражали нравственную позицию ее членов.  Ведь семья для ребенка — это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умение жить среди людей. Семья для маленького ребенка первый и часто почти единственный социальный институт, формирующий его личность. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. 

Поэтому одной из задач ДОУ стало сплочение детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников, создание условий для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.

Традиционно  проводим родительские собрания, консультации, круглые столы, касающиеся важности приобщения детей к народной культуре. Активное участие родители принимают  в обогащении развивающей среды: оформлении общесадовых тематических выставок: «Народные промыслы детскими ручками», «Символ года», «Очумелые ручки», оформлении уголков по народному творчеству в группах, оформлении мини-музея «Русская горница», пополнении их предметами старины,  народной утвари, инструментами и предметами обихода.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Поэтому особое значение  мы придаем созданию предметно-развивающей среды в группах, которая способствует накоплению информации и позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Благодаря помощи родителей в каждой группе созданы уголки народного творчества, в которых представлены предметы обихода русского народа. В одной из групп ДОУ оформлен мини-музей «Русская горница», в котором представлены: альбомы и наборы для творчества «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка» и др.; раскраски: «Матрёшки», «Урало-сибирская роспись», «Народное творчество», «Народные костюмы», «Гжель» и др. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. В музее есть игрушки: богородская, дымковские, матрёшки, игры, чугунки, глиняные горшки, деревяные ложки и черпаки, самовар, народные костюмы (для мальчика и для девочки), а также  поделки, сделанные детьми на занятии «Народная игрушка». Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Ребенок в любой момент может подойти взять его, посмотреть, потрогать, обыграть. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своего народа, своей семьи. И только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом. Честь и хвала нашим бабушкам и дедушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках дорогие сердцу одежду, предметы быта. Такие предметы попали в наш мини-музей. Сколько здесь вещей…  Рассматривая их можно перенестись в 19 век.

Особенностью музея является то, что в нём представлены предметы, рассказывающие не только о жизни русского народа. Наш детский сад посещают  дети разных национальностей. Каждая семья хранит и придерживается своих национальных традиций и обычаев, воплощая их в народных костюмах своих детей. В музее представлена небольшая экспозиция, знакомящая детей с элементами казахского костюма.  При посещении музея дети расширяют свой кругозор, обогащают представления об окружающем мире, приобщаются к культуре своего народа и народов других стран. Они учатся рассуждать, сравнивать,  исследовать, самостоятельно находить ответы и задавать вопросы.   Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Весь материал, представленный в музее, был собран родителями ДОУ. 

 С большим удовольствием родители участвуют в различных мероприятиях: праздниках, вечерах, чаепитиях.  Популярными становятся календарные праздники, основанные на традициях русской культуры, таких как масленица, колядки, пасха, зимние гуляния, день Земли (встреча весны).

Особенный интерес представляет мероприятие, которое мы проводим весной: «Фестиваль народных костюмов», оно несет в себе развитие познавательного интереса у детей к одежде, быту, обычаям, традициям русского народа. На этом празднике мы представляем традицию русского народа встречать гостей, угощать их, участвовать в народных гуляниях, при этом особое внимание уделяется повседневной и праздничной одежде. Огромную роль в подготовке и проведении мероприятия оказывают нам родители: шьют костюмы, подбирают праздничные и повседневные атрибуты. Также они принимают непосредственное участие в празднике: выступают в роли гостей и хозяев, либо наряжаются в костюмы народных героев (Петрушки, шута, коробейника) или животных. Для проведения таких мероприятий каждый из родителей сшил для своего ребенка  народный костюм.

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «делу время, потехе час», мы проводим обрядовые праздники, такие как Осенины, Масленица, Колядки и др. Главным показателем успешности таких праздников является эмоционально  окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажей, которых играют наши родители. Это и обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

В конце октября в нашем детском саду витал аромат кулебяки с капустой.  И не случайно, так как по традиции именно в это время проходят осенины, вечерки и капустные  посиделки… За неделю, в каждой группе прошли осенние развлечения. Яркие сказочные представления приготовили усилиями воспитателей, детей и родителей. Каждое представление – это не просто развлечение, но и приобщение к национальной культуре, русскому фольклору, которое несет огромную воспитательную ценность. Через игру дети учатся добру, дружбе, прививаются трудовые навыки…

С приближением зимы организуется знакомство с зимними праздниками и обрядами – «Рождество», «Святки», «Колядование». В доступной форме через беседы, посиделки, засидки, вечерки, дети узнают о традициях народных праздников. Чему учат праздники, их суть, духовность, доброта. Во всех группах родители вместе со своими  детьми накрывают столы и встречают колядовщиков -детей из других групп, поют вместе с ними колядки, наряжаются в народные костюмы. Таким образом, дети знакомятся с укладом жизни русского народа, крестьянским бытом, с русским домом и его традиционным убранством, с традиционными праздничными блюдами, их символическим значением, русским гостеприимством.

Зима – отличное время года для организации активного отдыха детей и возможность от души принять участие в разнообразных играх. Если за окном все белым-бело, кружатся искристые хлопья снега и на улице стоит легкий морозец, значит, пришло время зимних забав.  С давних пор стало хорошей традицией в нашем детском саду проводить не только беседы на спортивную тематику, но и досуги-развлечения, в которых участвуют дети и их родители. К зимним забавам нужна особая подготовка. Оформление зимних участков – работа не простая, требующая больших физических затрат. Поэтому привлечение родителей здесь является обязательным условием. При оформлении участков нашего детского сада большое значение придаем безопасности, целесообразности, красочности, а так же эстетичности построек, таких как горки, валы, лабиринты, ледяные дорожки, ямы для метания, фигуры сказочных героев. Принимая участие в играх-забавах, спортивных состязаниях с привлечением родителей дети продолжают знакомство с народными традициями, с народными играми, с малыми формами устного народного фольклора.

На стык зимы и весны приходится самый разгульный, весёлый праздник – Масленица.  Дети и родители участвуют в проведении Масленицы уже на протяжении нескольких лет, каждый раз мероприятие наполняется новым содержанием, привлекаются новые участники. Проведение обрядового праздника Масленица проходит  в форме народного гуляния с играми, частушками, с инсценировками народных сказок, с применением потешного фольклора, блинами, оладьями, да пирогами. В каждой семье стало традицией печь вместе с детьми дома блины и приносить угощение в детский сад.

В марте, апреле проводим засидки – это знакомство с приметами весны, весенними земледельческими работами, пословицами, поговорками, на которые приглашаем родителей в качестве расказчиков о земледелии. Знакомством с этим праздником стремимся показать детям и их родителям, что окружающая природа наделена жизненной силой, она способна помогать человеку, приносить добро и радость.

Ближе к Пасхе проводим творческие мастерские совместно с родителями по росписи пасхальных яиц. Подбираем и читаем духовную поэзию, рассказы, связанные с праздником, инсценируем сказки, знакомим с пасхальными играми, забавами и их применением в жизни.

Традиционным и немаловажным в нашей программе является день семьи, который мы проводим в различных формах: конкурсы — забавы, досуги, соревнования, творческие мастерские по изготовлению глиняных свистулек, тряпичных и соломенных кукол, росписи тарелок, пасхальных яиц, а также различных поделок из теста, бумаги, природного материала.

Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. Во время подготовки к ним  родители придумывают частушки для конкурса, готовят детям костюмы из бабушкиного сундучка, угощения, принимают участие в тематических выставках, играх, танцах, поют, читают стихи и танцуют. Сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и взрослых способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу, сохраняя  и укрепляя традиции семьи и детского сада.

Добро.ру
Официальный интернет-портал правовой информации

https://tratatuk.ru

Copyright © 2013. All Rights Reserved.