Игры с правилами
Игра «Оловянные солдатики»
Цель: совершенствование реагирующей способности, способности к переключению двигательных действий.
Описание: дети выполняют сжимание и разжимание пальцев рук. Педагог называет цифры от 1 до 10. Дети должны выпрямить и развести в стороны необходимое количество пальцев (согласно названной цифре) либо на одной руке, либо на двух одновременно.
Правила: игрокам, допустившим ошибку, начисляется штрафное очко.
Методические рекомендации: темп выполнения изменять: быстро, медленно, быстро.
Игра «Магазин»
Цель: Совершенствование кинестетической способности.
Описание: Водящий выходит из помещения или отворачивается. Он должен отгадать, что делают остальные играющие. Дети договариваются, какое действие руками они будут изображать: «играют на гармошке, на дудочке» и со словами «Мы были в магазине и купили разные игрушки. Отгадай, какие игрушки мы купили».
Игра «Кто быстрей возьмет предмет»
Цель: совершенствование тактильно-кинестетической способности, способности к переключению двигательных действий.
Описание: Ладони на столе. У каждого на столе по коробку или другому предмету. Играющие выполняют за педагогом упражнения для пальцев. По команде «Бери» дети должны хлопнуть в ладоши, быстро взять предмет любой рукой и поднять над головой.
Правила: Выполнять хлопок и брать предмет нужно только после команды «Бери».
Игра «Ягоды, фрукты, овощи»
Цель: совершенствование способности к переключению двигательных действий.
Описание: Дети выполняют сжимание и разжимание пальцев рук. По сигналу педагога «Ягоды» пальцы сжимают в кулак, по команде «Фрукты» переплетают пальцы в «замок», по команде «Овощи» пальцами правой руки обхватывают сверху ладонь левой руки.
Игра «Шишки, желуди, орехи»
Цель: совершенствование реагирующей способности, способности к переключению двигательных действий, тактильно-кинестетической способности.
Описание: Дети делятся на три команды, каждая команда получает соответствующее название, внутри круга рассыпаются мелкие предметы: шишки-фишки, желуди-палочки, орехи-пуговицы. Дети ходят по кругу и выполняют движения для рук: сжимание и разжимание пальцев, круги кистями и т.д. По сигналу педагога «На прогулку» дети забегают в круг и собирают свои предметы.
Правила: Собирать предметы только после команды «На прогулку».
Методические рекомендации: Игру можно усложнить, выполняя движения в ходьбе на носках, на пятках, в полуприсиде, беге.
Игра «Мяч соседу»
Цель: совершенствование способности к переключению двигательных действий, тактильно-кинестетической способности.
Описание: Играющие встают в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга по мячу, размерами побольше и поменьше. По сигналу педагога они начинают передавать мячи по кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой.
Правила: Проигрывает игрок, у которого одновременно окажется два мяча.
Игра «Найди мяч»
Цель: совершенствование тактильно-кинестетической способности.
Описание: Играющие встают лицом в круг, руки за спиной, водящий в центре круга. По сигналу педагога «Начали» дети быстро передают мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать, у кого из играющих мяч. По его требованию «Руки» играющий быстро вытягивает руки вперед ладонями вверх. Игрок, у которого оказался мяч или кто уронил его, становится водящим.
Методические рекомендации: можно использовать любые мелкие предметы.
Игра «Тарелочка»
Описание: Дети сидят на полу в кругу. Водящий раскручивает в центре круга тарелку, поставив её на ребро, и называет имя следующего водящего. Тот подхватывает тарелку и вновь её раскручивает, называя следующее имя.
Игры с предметами, развивающие ловкость и координацию
«Завяжи бантик»
Описание: Дети учатся самостоятельно завязывать капроновые бантики на своих коленках. Взрослый демонстрирует все этапы процесса завязывания на своем примере.
«Веселые шнурки»
Описание: Вариант 1: шнуровка крестиком макета сапога.
Вариант 2: шнуровка линейно макета ботинка.
«Непослушная ленточка»
Описание: Дети учатся аккуратно сматывать скользкую атласную ленточку в трубочку.
«Бабушкин клубок»
Описание: Дети учатся сматывать шерстяную нитку в клубок.
«Волчок»
Описание: Дети учатся запускать маленькие волчки, тренируя правую и левую руки по очереди.
«Вышивка»
Описание: Дети учатся вышивать простые узоры пластмассовой иглой на пластмассовой основе с дырочками.
«Бусы»
Описание: Дети нанизывают бусинки на нитку.
«Сомни листок»
Описание: Дети сминают листок бумаги формата А-4 сначала только правой рукой, затем только левой.
«Достань конфетку»
Описание: Дети играют в парах. Каждый наматывает веревку на палочку со своей стороны. Кто быстрее достигнет конфетки в середине веревки.
«Попади в стаканчик»
Описание: К стаканчику на веревочке привязан шарик. Дети учатся, раскачав веревочку, попадать шариком в стаканчик.
«Мишень»
Описание: вариант 1: дети попадают любым предметом либо на коврик, либо в обруч, либо в ведро, находящиеся на полу.
Вариант 2: дети попадают шариком на липучке или дротиком в мишень, висящую на стене.
«Пожарные»
Бом – бом, бом – бом (дети раскачиваются в стороны, ноги стоят как можно ближе друг к другу)
Это кто бежит с ведром?
Бом – бом, бом – бом (раскачивают выпрямленными руками внизу, имитируя язык колокола)
Загорелся чей-то дом!
Два пожарника бежали (указательным и средним пальцами «бежим» по другой руке от кисти до плеча)
И на кнопочку нажали
Бип – бип (серединой ладоней по очереди нажать на кончик носа)
Залили…потушили…(ладонями провести по всему телу сверху вниз)
«Смелый»
Я мороза не боюсь, (указательным пальцем водим из стороны в сторону – «нет!»)
с ним я крепко подружусь. (рукопожатие левой и правой)
Хоть кусает он за щеки (пощипывать щеки)
И хватает он за нос, (взять кончик носа)
Потеплее я оделся (руками обхватить плети и потереть их)
И ничуть я не замерз. (головой движение «нет!»)
Шарф – на горло, ниже шапку (провести рукой по горлу)
Чтобы уши не студить (провести руками по ушам)
Руки спрятал в рукавицы – (попеременно погладить руки)
И давай снежки лепить. (руками «лепим» попеременно шарик)
Раз снежок, два снежок (показать один кулачок-шарик, другой)
Раз бросок, два бросок (выбрасываем один кулачок вперед далеко, другой)
Вот и снежная гора – (руки сверху вниз — в разные стороны)
Я леплю снеговика. (произвольные движения, дети сами придумывают)
«Как зверята»
Как зайчата раз-два-три (руки впереди «лапками», опускаются попеременно)
Как бельчата раз-два-три (сделать «ушки» руками на голове, шевелить)
Как лосишка раз-два (раскрыть ладонь, растопырить пальцы – «рога» на голову)
И как мишка раз-два (руки в бока, переминаемся с ногу на ногу)
И как ежик быстро раз! (раскрытые ладони на головой, растопырили пальцы-иголочки)
Мы послушаем сейчас! (раскрытую ладонь к уху , поменяли)
Дети закрывают глаза. Ведущий произносит звуки: пищание как мышь, мяукание, шорох ветра и т.п. Дети отгадывают.
«Мы охотимся на льва»
Мы охотимся на льва (шагаем с отважным видом)
Не боимся мы его (указательным пальцем раскачиваем из стороны в сторону — «нет»)
У нас длинное ружье (руки согнуть перед грудью – имитируем ружье)
И подзорная труба (смотрим в воображаемую трубу)
Ой, Что это? (беремся за голову, раскачивая ее)
А это – поле: топ-топ-топ (шагаем)
Мы охотимся на льва (повторяем)
Не боимся мы его
У нас длинное ружье
И подзорная труба
Ой, Что это?
А это – болото: чав-чав-чав (руки перед собой согнуты кистью вниз; по очереди опускаются, делая как бы захватывающие движения)
Мы охотимся на льва (повторяем)
Не боимся мы его
У нас длинное ружье
И подзорная труба
Ой, Что это?
А это – море: буль-буль-буль (руками имитируем плавание)
Мы охотимся на льва (повторяем)
Не боимся мы его
У нас длинное ружье
И подзорная труба
Ой, Что это?
А это – тропинка: шур-шур-шур (шуршим ладошками)
Под ней не проползти (руками вниз подныривающие движения)
Над ней не пролететь. (руки вверх летающие движения)
Ее на обойти, (одной рукой делаем горизонтальную дугу — огибаем)
А только – напрямик. (рукой указываем вперед)
Вышли на полянку. Кто это лежит? Давайте его потрогаем… Да это же лев! Ой! Мамочки! Испугались и побежали:
По тропинке: шур-шур-шур (повторяем движения)
По морю: буль-буль-буль
По болоту: чав-чав-чав
По полю: топ-топ-топ
Прибежали домой. Дверь закрыли. Ух! (на выдохе). Устали.
Игры физкультминутки
«Веселые мартышки»
Описание: Движения выполняются по содержанию текста.
Мы – веселые мартышки, мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем,
Надуваем щечки, скачем на носочках
И друг другу даже язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку, пальцы поднесем ко лбу.
Оттопырим ушки, хвостик на макушке.
Шире рот откроем, Гримасы всем состроим.
Как скажу я цифру «три» — все с гримасами замри!
«Раз – два – три!».
«Бабочка»
Описание: Движения выполняются по содержанию текста. Перед выполнением движения дети хлопают один раз в ладоши.
Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
«Король Боровик»
Описание:
Шел король БоровикЧерез лес напрямик.Он грозил кулаком,Он стучал каблуком,Был король не в духе. Его покусали мухи. |
Ходьба на месте.Руки поднимаем вверх, затем наклоняемся с вытянутыми руками и тянемся вперед.Движения выполняются по тексту.Покачиваем головой в разные стороны.Делаем легкие хлопки по рукам и ногам. |
Игру проводят несколько раз с ускорением.
Игра «Ха – ха»
Описание: все стоят в кругу. Каждый участник соединяет кисти рук в замок, смотрит на ведущего и повторяет вместе с ним движения и слова.
— 5 раз прикасаемся к левому плечу, при каждом прикосновении произносится «ха».
— 5 раз прикасаемся к левому плечу и произносим «хо».
— 5 раз прикасаемся к левому колену и произносим «хи».
— 5 раз прикасаемся к правому колену и произносим «хе».
Затем все движения повторяются в более быстром темпе по четыре Ра. Затем темп ускоряется. А число прикосновений последовательно уменьшается.
«Что вышло?»
Подними ладошки выше и сложи над головой. ( Дети соединяют кончики пальцев над головой)
Что же вышло?
Вышла крыша.
А под крышей мы с тобой.
Подними ладошки выше (Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук)
А потом сложи дугой.
Кто же вышел?
Вышли гуси –
Вот один, а вот другой,
Подними ладошки выше
И сложи перед собой. (Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской»)
Что же вышло?
Вышел мостик.
Мостик ровный и прямой.
«Хлоп раз»
Описание: Ведущий читает стихотворение, а дети выполняют движение, соответствующее тексту.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
Хлоп раз, еще раз,
Мы похлопаем сейчас,
А теперь скорей, скорей
Хлопай, хлопай веселей!
«Зарядка»
Описание: Движения выполняются по содержанию текста.
Мы ногами – топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп.
Мы глазами – миг – миг. Руки на поясе моргаем глазами
Мы плечами – чик – чик Руки на поясе, плечи вверх – вниз.
Раз – сюда, два – туда, Руки на поясе, повороты
вправо – влево
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали ,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
«Зайчики»
Описание: Ведущий читает стихотворение, дети повторяют за ним.
Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики.Раз, два, три, четыре, пять,Начал заинька скакатьЛапки вверх и лапки вниз,На носочки подтянись.Влево, вправо поклонись,Наклонись и поднимись.Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть.Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать.Девочки и мальчики,Представьте, что вы зайчики.Кто – то зайку испугал,Зайка прыг – и ускакал. |
Полуприседания с поворотами вправо – влево.Прыжки вперед – назад.Движения выполняются по содержанию текста.Приседание на корточки, потирание рук.Выполнение прыжков, стоя на местеПолуприседания с поворотами вправо – влево.Поворот спиной, приседание на корточках.обхватить себя руками, голову опустить вниз. |
«Хомячок»
Описание: Ведущий читает стихотворение, показывая движения, дети повторяют за ним.
Хомка, Хомка, хомячок –Полосатенький бочок.Хомка раненько встает, Щечки моет, шейку третПодметает Хомка хатку.И выходит на зарядкуРаз – два – три – четыре – пятьХочет Хомка сильным стать! |
Руки на поясе, выполнять повороты вправо – влево.Поднять левую руку вверх, правой рукой поглаживать левый бок.Поднять правую руку вверх, левой рукой правый бок.Потягиваясь, поднять руки вверх.Выполнять движения в соответствии с текстом.Ходьба на месте.Руки, разведенные в стороны, ритмично сгибать в локтях.Кисти прижаты к плечу, напрягая мышцы рук. |
«Паучок»
Описание: Ведущий читает стихотворение, показывая движения, дети повторяют за ним.
На изогнутый сучок Опустился паучокС крестиком на спинке Свил уютный гамачок Сам в сторонку —И молчок. |
Левая рука вытянута вперед. Ладонь повернута вниз.Пальцами правой руки выполнять от плеча левой руки перебирающие движения вниз.Перекрестить руки перед собой.Руками обхватить голову, опустить шеюРуки за спину.Указательный палец правой руки поднести к губам. |
«Зверобика»
Описание: Ведущий читает стихотворение, показывая движения, дети повторяют за ним.
Уселась кошка на окошкоИ стала лапкой ушко мытьИ мы движение за кошкой.Рукою можем повторить. Один, два, три – ну – ка, повтори. Три, четыре, пять – повтори опять.Змея ползет лесной тропой,Как лента по земле скользит,И нам движение такое рукой легко изобразить.Один, два, три – ну – ка повтори,Три, четыре, пять – повтори опять.Мартышка к нам спустилась с ветки.Мартышка хочет поиграть.Поскачем как она, мы,Один, два, три – ну – ка, повтори,Три, четыре, пять – повтори опять. |
Наклоны головы вправо – влево. Круговые движения ладонью поочередно возле правого и левого уха.Хлопки в ладоши.Круговые движения ладонью поочередно возле правого и левого уха.Извивающиеся движения туловищем.Рукой показывать волнообразное движениеИмитация спуска по канату.Подскоки на месте.Чтобы ее немного поддержать. |
Хороводные игры
«Бабушка Маланья»
Описание: Дети с педагогом образуют круг, в середине которого один из играющих изображает бабушку Маланью. Педагог читает стихотворение, оживляемое выразительными действиями.
У Маланьи, у старушкиЖили в маленькой избушкеСемь сыновейВсе без бровейВот с такими ушамиВот с такими носами.Вот с такими усами.Вот с такой головой.Вот с такой бородой.Ничего не ели,На нее глядели,Делали вот так… |
Дети двигаются по кругу, держась за руки. Закрывают руками брови.Показывают с помощью рук большие уши. Показывают большой нос.Изображают большие усы.С помощью рук изображают отдельную голову. Показывают бороду.Целый день сидели (присаживаются на корточки),Повторяют за ведущим любое смешное движение. |
«Баба сеяла горох»
Описание: Дети сидят в кругу. Ведущий читает стихотворение, выполняя движение, дети повторяют за ним.
Баба сеяла горох – прыг – скок, прыг – скок!Обвалился потолок – Прыг – скок, прыг – скок!Баба шла, шла, шла,Пирожок нашла,Села, поела, опять пошла.Баба встала на носок, а потом на пятку.Стали русскую плясать,А потом вприсядку! Стоп! |
«Корова»
Описание: Среди детей выбирается водящий, который читает стихотворение детям, они повторяют за ним движения. Затем водящий догоняет детей.
«Му – му – му!» – кричит короваЗабодаю Катю с ВовойВы не пьете молоко?Убегайте далеко! |
Дети идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев.Разворачиваются в круг и делают по дваПоворота вправо – влево.Руки на пояс, делают сердитое лицо. Разбегаются по кругуН. Нищева |
«Воробей»
Описание: Дети становятся в круг, закрыв глаза. Ведущий проходит по кругу, прикасается к одному из детей, назначая его «воробьем». «Воробей» до определенного времени не должен себя выдавать. Затем ведущий читает стихотворение.
Среди белых голубейСкачет шустрый воробей.Воробушек – пташка,Серая рубашка.Откликайся, воробей,Вылетай – ка, не робей. |
Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это « голуби».Продолжают передвижение по кругу.Ребенок – «Воробей» быстро забегает в круг. «Голуби» встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом.«Воробей» пытается «вылететь», а голуби его не пускают. |
Если «воробью» удается покинуть круг, то ему разрешается съесть крошки «голубей». Дети – «голуби» остаются в кругу, при этом выставляют свои ладошки. «Воробей» хлопает по ладошкам каждого ребенка, тем самым, показывая, что он ест их крошки. Последний ребенок – «голубь» не хочет делиться крошками, поэтому его задача быстро убрать свои ладошки за спину.
«Ехали, ехали в лес за орехами»
Описание: Ведущий читает стихотворение, а дети повторяют за ним. Во время выполнения игры, дети держаться за руки, которые поднимают к плечам.
Ехали, ехали в лес за орехамиПо гладенькой дорожкеВверх – вниз.На одной ножкеПо кочкам, по кочкамРысью, ШагомВ яму бух,Раздавили сорок мух. |
Дети стоят, взявшись за руки и покачиваются на носочках.Поднимают и опускают руки.Дети поднимают одну ногу. Затем опускают.Делают два прыжкаПоднимают колени высокоПереходят на ходьбу.Приседают и встают. |
«Лохматый пес»
Описание: Пса изображает один из детей, остальные ходят вокруг него и приговаривают:
Вот лежит лохматый пес, Пес просыпается, ловит
В лапы он уткнул свой нос. Разбегающихся детей.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что – то будет…
«Мыши»
Описание: Дети стоят в кругу. Внутри круга несколько человек изображают мышей, остальные водят хоровод и приговаривают:
Ах, как мыши надоели!Все погрызли, все поели.Берегитесь же, плутовки,Доберемся мы до вас.Вот поставим мышеловки, Переловим всех сейчас! |
Хоровод останавливается. Дети берутся за руки, попеременно, то поднимая, то опуская их, стараются не выпустить «мышей». «Мыши» пытаются вырваться из круга. |
«Шла кукушка мимо сада»
Описание: Дети передвигаются в хороводе. Ведущий читает стихотворении. На последней строчке дети должны выполнить ту команду, которую предложит ведущий: «Зажимай правый кулак», «Прикоснись правой рукой к левой коленке» и т д. Из игры выбывает тот, кто неправильно выполнил команду.
Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду.
И кричала «КУ – КУ – МАК»
«Зажимай один кулак!»
Игры со словами
«Раз — копыто у коня»
Ведущий (взрослый или ребенок) выставляет горизонтально свою раскрытую ладонь (тыльной стороной руки вверх), а остальные участники касаются его ладошки своими указательными пальчиками (остальные пальцы зажаты в кулачки). Ведущий декламирует:
Раз — копыто, два — копыто,
Три — копыто у коня,
А четвертое копыто
Убежало от меня.
Говоря последние слова, ведущий резко и, по возможности внезапно, сжимает свою ладонь, пытаясь поймать пальчики участников. Кого поймал — становится следующим ведущим.
«Колпак мой треугольный»
Описание: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы и показывают в движениях:
Колпакмой треугольный,треугольный мой колпак.А если не треугольный,то это не мой колпак. |
Два легких хлопка ладошкой по своей головепоказать рукой на себяскладываем ладошки домиком над головой.Слова и движения сопровождаем качанием головой. |